...
Кроме того установление более высоких барьеров может спровоцировать непропорциональный рост затрат. Если мы вновь посмотрим на треугольник чистых затрат, то увидим, что уравнение примет следующий вид:
Чистые потери + (1/2) х (% тарифа) х (% снижения импорта).
Поскольку процент снижения импорта равен проценту тарифной ставки, умноженному на эластичность импортного спроса, формулу можно преобразовать следующим образом:
Чистые потери = (1/2) х {% тарифа)2 х (эластичность импортного спроса).
Заметим, что тариф (или ценовая надбавка от введения квот, или ДОЭ) имеет эффект, возведенный в квадрат. Это означает, что удвоение нынешних тарифов или других видов барьеров увеличит затраты в четыре раза, а увеличение их втрое приведет к увеличению затрат в девять раз. Вот почему так много ставится на карту в спорах об установлении новых барьеров, даже если существующие барьеры не кажутся большими.
Как мы видим из приведенного выше примера, особое правило обычно ведет к снижению импортных барьеров. И хотя импортные барьеры в некоторых случаях могут являться наилучшим выходом, чем бездействие в мире «второго наилучшего», наше правило гласит, что иногда внутренние проблемы более эффективно можно решить иными политическими мерами. Чтобы подробнее остановиться на этом вопросе, давайте обратимся к тем случаям, когда чаще всего применяются импортные барьеры
Введение тарифов для защиты национального производства.
В спорах о торговой политике часто используется аргумент в пользу защиты национального производства товара, конкурирующего с импортом. Доводы могут быть различными. Самым популярным «вторым наилучшим» аргументом в пользу протекционизма является аргумент о необходимости защиты импортозамещающей отрасли. Защитники протекционистской политики считают, что такая политика поможет создать общественную выгоду в конкретной импортозамещающей отрасли, которую невозможно будет создать без такой защиты. Давайте рассмотрим все «за» и «против» тарифа, направленного на развитие внутреннего производства, не учитывая причин возникновения дополнительных благ для общества от национального производства. Рассмотрим случай с малой страной (страной, которая не может влиять на мировые цены), чтобы не осложнять наш анализ рассмотрением какого-либо воздействия на международные условия торговли.