...
Чтобы регулярные встречи менеджеров отделов продаж и операций (S&OP) были плодотворны, каждый месяц должны предприниматься усилия по формулировке планов каждого отдела (в особенности это уточненный план спроса для отделов маркетинга или продаж и уточненный план поставок для отделов производства или операций), их сравнению друг с другом и сведению в единый план-презентацию, понятный топ-менеджерам.
Группа S&OP часто воспринимается как самая верхушка вертикального процесса планирования, в рамках которого S&OP уточняют и прорабатывают планы продаж и основной производственный план-график, однако эти действия не являются фундаментальными в концепции S&OP.
Имея довольно богатый опыт по внедрению оптимизирующих тактических средств планирования, комбинирующих планы продаж, плановое производство и управление запасами на нижних уровнях (часто на уровне единиц складского хранения (ЕСХ)), мы убедились, что работа S&OP очень эффективна при наличии сводного плана. Речь идет о ситуации, когда планировщики разрабатывают детальный план и обсуждают его с отделами продаж, производства и дистрибуции, а затем он представляется команде менеджеров в виде развернутого набора цифр и конкретных решений, требующих принятия. При этом особенно важна роль идущих снизу вверх составляющих планирования, навстречу которым сверху вниз идут решения, принимаемые на собраниях S&OP. И сводный, и детальный планы, разумеется, должны быть синхронизированы38.
Как свидетельствует наш опыт, S&OP приносят пользу не только через усиление интеграции планов в разрезе всех функциональных отделов предприятия и согласованность действий руководства над планом, но и от того простого факта, что топ-менеджерам приходится пару часов в месяц размышлять о товарном потоке! Многие из менеджеров на этом уровне всячески избегают принятия решений о потоке товаров, и в отсутствие S&OP часто пренебрегают этими важными обязанностями. В самом деле, мы имели возможность убедиться, что внедрение S&OP терпит неудачу в ситуации, когда старшие менеджеры упорно отказываются участвовать в планировании потока товаров. Однако гораздо более распространенной причиной возникновения сложностей от внедрения бывает слабый процесс подготовки, а именно отсутствие кратких, осмысленных брифингов для топ-менеджеров или достаточно ясных решений, которые им надо принимать, особенно при отсутствии у топ-менеджеров времени.