В 1973 г. я мельком обозначил, что существовало еще одно представление, которое все еще остается в значительной степени незамеченным экономистами....
Правы исследователи, утверждающие, что рациональная доля госзаказов не может быть определена ни выделением важнейших групп продукции, ни исходя из недостатка ресурсов. К этому вопросу следует подойти с позиций развития взаимосвязи производства и потребления в системе расширенного воспроизводства, осуществления их сбалансированной, оптимальной увязки [5]. Особенно важно учитывать назначение вырабатываемой продукции. Одно дело, когда номенклатура продукции формируется четко выраженными потребностями, например, обороноспособностью страны, а другое - рынком товаров широкого назначения. Важно также, чтобы государственными заказами загружались производственные мощности предприятий, обеспечивающих создание ресурсосберегающей техники и технологии, выполнение других общеэкономических программ, направленных на решение проблемы экономии ресурсов. Так, на предприятиях I подразделения общественного воспроизводства имеются условия для оптимального применения государственных заказов, количественная граница которых предопределяется параметрами производственной мощности и народнохозяйственной потребностью. В бизнесе часто может потребоваться страхование имущества, найти страхование имущества вы сможете тут и обезопасите себя от форс-мажоров.
В реализации стратегии ресурсоэкономии посредством научно обоснованного размещения государственных заказов важен не только экономический, но и социальный подход. Заказы могут быть целесообразными, когда нужно оказать специальную помощь отдельным слоям населения или национальным группам общества для предоставления им гарантий определенного благосостояния. При такой взаимосвязи производства и потребления заказчиков всегда будет выступать государство, несущее ответственность за реализацию продукции, произведенной по его заказу (например, средства производства), а конечным потребителем будет являться соответствующее предприятие или определенная часть членов общества в условиях наличия разнообразных форм собственности.
Государственный заказ должен основываться на принципах конкретности, приоритетности, платности и рентабельности, т.е. соответствовать условиям рыночных отношений. Он не может навязываться предприятиям, производящим ресурсосберегающую технику и технологию, административными, командно-волевыми методами. Если государственный заказ представляет собой научно обоснованный и экономически взвешенный запрос общества, он способствует осуществлению стратегии ресурсосберегающего воспроизводства.