Прямые эфиры — это формат контента, который позволяет взаимодействовать с аудиторией в режиме реальног...
Зародившись, коллективная вера утверждается в организации и становится очень прочной. Во многом это связано с тем, что сторонники укоренившейся идеи стремятся заглушить или подавить инакомыслие. И в Lafarge, и в Essilor поначалу раздавались одиночные голоса против затеваемых проектов, но скептиков либо просто игнорировали, либо упрекали в недостатке опыта и квалификации. В результате в обеих компаниях трезвые голоса умолкли и на долгое время установилась видимость единомыслия и успешности. Такое состояние, в свою очередь, способствует дальнейшему упрочению коллективной веры. Один из менеджеров Essilor признавался, что после неудачного рыночного дебюта новой линзы у него зародились сомнения, но он предпочел об этом не говорить, а затем тревога рассеялась, поскольку все остальные, похоже, верили в успех.
Как ни странно, неудачи таких проектов зачастую не только не подрывают коллективную веру, но, напротив, рождают энтузиазм и заставляют участников работать еще усерднее. Хотя новая линза Essilor была плохо принята рынком, компания не стала сокращать производство и выпускала гораздо больше изделий, чем могла продать. Руководители проекта были убеждены, что неудачи носят временный характер и служат прелюдией к неизбежному успеху. «Это была какая-то технологическая ненасытность — люди без устали работали над совершенствованием продукта и привлечением клиентов», — вспоминает один из сотрудников компании.
Такая неутомимость неудивительна, если учесть, что большинство участников искренне верят в проект и связывают с ним свой успех. Вот как описывает один из эпизодов проекта другой менеджер: «Получив приемлемый экземпляр новой линзы, мы поняли: вот оно, мечта сбылась! Мы создали новый прекрасный продукт!» А вот что говорит его коллега, вспоминая о более поздней стадии проекта: «Когда участились проблемы, мы даже и мысли не допускали, что проект можно остановить. Такое было даже страшно себе представить!»