...
В политике и практике использования инвестиций нет должных ориентиров-оптимизаторов на уровне республики, регионов, предприятий, отражающих системно показатели технического перевооружения и реконструкции, эффективность, этапы и сроки их реализации. В 1990 г. фондоотдача снизилась на 3 пункта при росте материалоемкости и некотором снижении энерго- и металлоемкости. Низкий технический уровень обусловил тяжелые условия труда на многих участках и повлек за собой превращение свыше 20 городов в зоны экологического бедствия.
В целом промышленность республики в большей мере выполняла роль расточительного сырьевого придатка ряда регионов бывш. СССР.
Примечание. Имеющийся дефицит в материалах и конструкциях покрывается за счет замены их други* ми малоэффективными материалами.
составляет всего 17 против 28 % в среднем по странам бывш. СССР. Только 14 % бюджета республики формируется за счет платежей от прибыли государственных предприятий и организаций. Фиксированные цены на сырьевые ресурсы, высокие отчисления от налогов на прибыль, концентрации валютных доходов в руках центральных ведомств создают дополнительные трудности экономического подъема.
На период 1991-1995 гг. в республике предусмотрена целевая программа модернизации экономики, крупных изменений в структуре и уровне производства с учетом потребительского спроса и рыночных отношений. В частности, намечено сократить долю капиталовложений в горнодобывающую и перерабатывающую сырье отрасли (достигшую 85 %), увеличить долю социальной сферы с 28 до 34 %, увеличить объем вложений в производство товаров народного потребления в 3,4 раза (при росте общих промышленных вложений на 125 %), в перерабатывающие отрасли агропромышленного комплекса - в 1,5 раза, а также в сферу производства строительных материалов, легкой промышленности. Этот крупный маневр должен опираться на некоторое повышение доли машиностроения, отраслей, определяющих НТП. По оценкам, за предстоящее пятилетие доля промышленности, строительства и приоритетных отраслей возрастет.