...
Избыточный профицит баланса счетов текущих операций по сравнению с его чрезмерным дефицитом создает совершенно другие проблемы. Как известно, наличие профицита указывает на то, что страна накопила значительные активы, находящиеся за рубежом. Почему же увеличение отечественных требований на иностранные активы порождает серьезную проблему? Одна из потенциальных причин связана с тем, что при заданном уровне национальных сбережений рост профицита баланса счетов текущих операций подразумевает сокращение инвестиций в отечественные предприятия и их промышленное оборудование. (Этот вывод следует из тождества национального дохода, S = СА + i, которое говорит о том, что общие отечественные накопления, 5, распределяются между накоплением заграничных активов, СА, и отечественными инвестициями I.) Некоторые факторы способны заставить государственных деятелей предпочесть, чтобы отечественные сбережения распределялись в пользу увеличения отечественных инвестиций и сокращения зарубежных. Во-первых, с доходов от отечественного капитала легче собрать налоги, чем с доходов от активов, находящихся за границей. Во-вторых, увеличение отечественного капитала может привести к сокращению безработицы в стране
и, следовательно, обеспечить больший национальный доход, чем равное по величине увеличение заграничных активов. Наконец, в-третьих, внутренние инвестиции в одну отечественную фирму могут привести к распространению новых технологических знаний среди других производителей — дополнительному положительному эффекту, первоначально не учитываемому инвестором.
Если значительный отечественный профицит баланса счетов текущих операций отражает наличие избыточных внешних заимствований, то в будущем страна может оказаться неспособной получить свои деньги от должников. Другими словами, страна может потерять часть своих средств, находящихся за рубежом, если окажется, что иностранные заемщики получили больше денег, чем в состоянии вернуть. В то же время невозврат ссуд отечественными заемщиками отечественным заимодавцам приводит к перераспределению дохода внутри страны, но не влияет на уровень национального благосостояния.