...
В 1989 г. корпорация Sealed Air предприняла реструктуризацию с использованием финансового рычага. Она взяла заем для выплаты особых денежных дивидендов на сумму 328 млн дол. Долг компании разом увеличился десятикратно — с 13 до 136% совокупной балансовой стоимости активов. Чистая балансовая стоимость собственного капитала упала со 162 млн дол. до минус 161 млн дол.
Sealed Air была прибыльной компанией. Проблема в том, что прибыли давались ей слишком легко, поскольку ее основные продукты были защищены патентами. По истечении срока патентов компания неминуемо столкнулась бы с острой конкуренцией, к которой не была готова. При этом ее финансы страдали многочисленными изъянами. Нам не было нужды заботиться об эффективности производства; мы могли не думать о деньгах. В Sealed Air капитал не ценился — казалось, денег полным-полно, девать некуда. Поэтому реструктуризация с наращиванием долга была призвана «нарушить порочный status quo, подстегнуть внутренние преобразования» и заранее приучить «Sealed Air к натиску предстоящей конкуренции». Эта мощная встряска подкреплялась новой методикой оценки деятельности и новыми стимулами, включая систему участия работников в собственности.
И это сработало. Продажи и операционные прибыли начали устойчиво расти без сколько-нибудь крупных дополнительных капиталовложений, чистый оборотный капитал сократился наполовину, высвободив деньги для обслуживания долга. За пять лет после реструктуризации акции компании вчетверо поднялись в цене.
Реструктуризация Sealed Air — это не типичный случай; для того чтобы его отыскать, пришлось изрядно покопаться. Помимо прочего, фирма, причем вполне благополучная, пошла на столь решительный шаг по собственной воле, без принуждения извне. Тем не менее этот пример выявляет главный мотив, лежащий в основе большинства подобных реструктуризаций. Все они служат одной задаче: заставить зрелую преуспевающую, но «разжиревшую» компанию вернуть инвесторам деньги, сократить расходы и повысить эффективность использования активов.