Прямые эфиры — это формат контента, который позволяет взаимодействовать с аудиторией в режиме реальног...
Однако некоторые из таких общественно значимых норм могут порождать уязвимость. В другой работе (Basu, 1995) я называл их «нормативными лазейками»: речь идет об уязвимости перед лицом других обществ, порождаемой самим фактом наличия некоторых подобных норм, которые являются полезными элементами для обыденного функционирования общества. Вполне возможно, что отсутствие представления о частной собственности на землю помогало коренным американцам действовать эффективно, но это стало их слабостью, когда прибыли переселенцы и заявили права на их территории20. Это напоминает потерю некоторых антител из-за длительного отсутствия контакта с определенными бактериями. Благодаря этому мы становимся более здоровыми, но это также делает нас уязвимыми к болезни, если бактерии внезапно появятся. Постепенное развитие полезных норм, а вместе с ними — нормативных лазеек может дать нам ключ к пониманию того, почему могущественные цивилизации с богатой историей разрушались и в конце концов уступали место другим.
Тем не менее все это означает, что общество может обретать нормы, подобные рассмотренным выше (т.е. такие, которые могут заставить нас забыть о своих эгоистических интересах), и такие нормы могут сохраняться в течение длительного времени. Поэтому нет никаких причин для того, чтобы в будущем не могло возникнуть общество, в котором люди будут обуздывать свои эгоистические интересы иными способами, сделав тем самым возможным реальное существование утопической социальной системы. Вероятно, у нас может быть такое общество, где люди будут усердно работать, несмотря на наличие верхней планки дохода, установленной для каждого, или где в соответствии с законом все получают одинаковый доход, независимо от того, работают ли они или нет. Я знаю, что все это звучит неправдоподобно, и, если в сегодняшнем мире кто-то попытается создать общество подобного типа, эта попытка немедленно приведет к катастрофе. В этом причина, по которой потерпели крах многие утопические революции. Но если мы оглянемся вокруг себя и рассмотрим все многочисленные случаи, когда мы, из-за наших современных социальных норм, отказались от возможности получения большего дохода, то мы увидим, что нет причин a priori отвергать появление в будущем других норм, которые создадут другие, прежде всего —лучшие, общества.