...
Первый международный кодекс деловой этики был создан Круглым столом в Ко (Саих)9. Цель кодекса — «установить мировые стандарты, которые позволят оценивать деловое поведение», предложить шаблон, по которому каждая компания может составить свой собственный кодекс. Базовых принципа два: «кёсей» и человеческое достоинство (оба понятия объяснены нами в разделе, посвященном философским корням этики). В преамбуле к Принципам Ко говорится, что рыночные силы и силы закона — необходимые, но недостаточные направляющие поведения. Кроме того, здесь признана необходимость включить моральные ценности в процесс принятия деловых решений: в отсутствие таких ценностей стабильные деловые отношения и надежная мировая экономическая система невозможны.
В табл. 18.1 перечислено семь принципов, принятых Круглым столом в прайд. Эти принципы определяют отношения с заинтересованными лицами компаний— клиентами, служащими, владельцами/инвесторами, поставщиками, конкурентами и общинами. Анализ бизнеса через отношения заинтересованных лиц строится по принципам, сходным с положениями разработанной Йенсеном и Меклингом [Jensen and Meckling (1976)] теории фирмы как набора контрактов (см. рис. 3.1, где эта теория анализируется на примере электронной торговли). Согласно обеим концепциям важно, чтобы у менеджеров была «правильная» мотивация, «совместимая» с интересами заинтересованных лиц компании. Решать такую задачу позволяют контракты, «совмещающие» мотивы. Как полагает Кейн [Капе (1996а)], соответствие мотивов наблюдается в ситуации, когда набор контрактов (явных и подразумеваемых), создаваемых в целях обеспечения «общего блага», не позволяет отдельным заинтересованным лицам получить преимущество за счет других членов группы, даже если они нарушат «правила игры».