...
Голосующие граждане или налогоплательщики избирают Конгресс, который формирует банковское законодательство и офферы, одобряет действия регуляторов и контролирует их и страховщиков депозитов. Регуляторы и страховщики депозитов, в свою очередь, регулируют деятельность кредитных организаций, анализируют и страхуют ее. Как показал кризис S&L, в конечном счете затраты (150 млн долл., не считая процентов) ложатся на плечи налогоплательщиков. И наконец, заметим, что заинтересованные группы, используя подкуп или моральное давление, могут влиять на членов Конгресса с целью принять законы или нормативные акты, способные нанести ущерб общественному благу.
Преданного агента мы определим как агента, твердого в выполнении взятых на себя обязательств и в следовании своему долгу. Важное качество преданного агента — умение не разглашать информацию и не дезинформировать своего принципала: Кейн [Капе (1996а)] пишет о «попытках регуляторов исказить поступающий к налогоплательщикам поток информации о потенциальном и реальном эффекте альтернативных схем регулирования». Агентом-предателем мы будем считать того, кто по какой-либо причине не выполняет свои задачи. Как оценивается степень преданности агентов (Конгресса и регуляторов) в нашей модели регуляционной дисциплины «принципал-агент»! Представляя свою модель преданного агента, Кейн замечает, что его неспособность максимизировать чистое общественное благо проистекает из «нечаянных ошибок, обусловленных неизбежными трудностями наблюдения и контроля поведения регулируемых». Напротив, модель агента-предателя или модель затрат на агента, по мнению Кейна, описывает неэффективность, ставшую следствием «трудноразрешимых агентских конфликтов между недобросовестными правительственными служащими, с одной стороны, и слабоинформированными налогоплательщиками — с другой».