...
Чтобы придать диктаторской игре иное направление, необходимо учесть, что ее результат в значительной степени зависит от степени анонимности. Из этого следует, что результаты ультимативной игры в первую очередь зависят не только от склонности к справедливости, но и от соображений стратегического характера и ожиданий. Те же выводы можно сделать в отношении рассмотренных выше рыночных экспериментов. Методология которых будет рассмотрена далее.
Тот факт, что планета Меркурий была обнаружена на орбите, не совпадающей с предсказанием теории Ньютона, не привел последователей этой теории к заключению, что она полностью опровергнута. Напротив, они пришли к выводу, что между Солнцем и Меркурием должна существовать еще одна никому не известная планета, отклонившаяся от своей орбиты (они даже назвали ее Вулканом, и было сделано немало заявлений о том, что она уже обнаружена) (Roseveare, 1982). Любая проверка теории требует выдвижения вспомогательных гипотез, необходимых для объяснения наблюдаемых явлений в рамках данной теории. Эти вспомогательные гипотезы могут называться по-разному: стартовыми условиями, требованием «при прочих равных», фундаментальными знаниями и т.д. Следовательно, проверка теории всегда является комплексной в том смысле, что ее результат зависит от вспомогательных гипотез. В итоге появился тезис Дюгема—Куайна, следуя которому теорию всегда можно «спасти», относя наблюдаемые аномалии на счет вспомогательных гипотез по принципу ex post hoc. И, наоборот, каждый случай успешного применения теории можно подвергнуть сомнению путем соответствующего пересмотра фундаментальных знаний, в рамках которых эта теория была разработана. Этот тезис отрицает возможность прямого опровержения любого вывода данной теории, который можно проверить (и, в своем строгом смысле, отрицает принцип рационального отбора).
На мой взгляд, некоторые философы придавали проблеме Дюгема— Куайна чрезмерное значение, в то время как экспериментаторы могли и не подозревать о ее влиянии на повседневную деятельность людей. Экономисты-экспериментаторы если и не знают, то подозревают о существовании этой проблемы, и поэтому они проводят так много экспериментов в поисках причин успехов и неудач теорий, как это делается в рассмотренных выше примерах — ультимативной игре и других играх.