...
Начиная с 1970-х гг. финансовый капитализм триумфально шествует по всему миру, включая бывшие марксистские коммунистические страны. Эта революция — одна из важнейших в мировой истории, поскольку она означает радикальный разрыв с прошлым. Определяющим для коммунизма (в его современной форме) стал 1848 г., когда по различным городам Европы прокатилась волна восстаний. Народные бунты, движущей силой которых был рабочий класс, не имели эффективных вождей, и их никак нельзя было назвать коммунистическими по своей природе. Причиной восстаний была общая неудовлетворенность положением дел в обществе. Но они открыли возможность для распространения коммунистического движения.
Карл Маркс и Фридрих Энгельс придавали огромное значение этим событиям и в том же году при поддержке Союза коммунистов (первоначально это была христианская организация) опубликовали краткий «Коммунистический манифест» — радикальное и антихристианское произведение. Его авторы выступили адвокатами революционного насилия. В конечном итоге к Марксу и Энгельсу начали относиться как к людям, благодаря которым будет восполнен недостаток руководства, остро ощущавшийся в революциях 1848 г. Несмотря на короткую жизнь тогдашних революций, в «Коммунистическом манифесте» стали видеть голос множества людей, которые прежде вынуждены были хранить молчание.
Слово «коммунизм» происходит от старофранцузского соттищ что значит «общий». Принадлежность обществу в целом является исходным центральным принципом этой системы убеждений — общественная собственность на капитал, на средства производства. В этой книге я отсылаю читателя к традиционной форме коммунизма, а не к социалистической рыночной экономике, которая строится, например, под руководством коммунистической партии в современном Китае, допускающей и, более того, поощряющей частную собственность, принадлежащую членам общества.
Социальные барьеры
Впрочем, с точки зрения финансового капитализма эта проблема не является фундаментальной. Скорее, это вопрос демократизации, гуманизации и расширения пределов финансового капитализма. Он сохранился бы и в построенном по «чертежам» К. Маркса новом обществе. Это социальная дилемма, которая может быть устранена с помощью изменений в нашей системе образования. И она уже изменяется по всему миру благодаря развитию общественного образования и коммуникаций.